ГЛАВНАЯглавная ЧТО, ГДЕчто, где КОРОТКО О ГЛАВНОМкоротко о главном УЧЕБНИКИучебники ПЛАГИНЫ-СКРИПТЫплагины-скрипты SU+

 

На каком-то этапе освоения и работы в SketchUp пользователь неизбежно сталкивается с рядом функциональных ограничений при решении в нем части 3D задач. Понятно, что этот факт обусловлен той «нишей» эскизного моделирования, которую изначально определили для SketchUp разработчики, но, тем не менее, очевидны:

1. Ощутимые трудности отработки (прежде всего, визуализации) сложных, «тяжелых» построений в процессе моделирования. При этом, с превышением некого критического количества элементов, может произойти полный ступор программы. Причем речь здесь идет не о проблемах конфигурации компьютерного «железа» – даже мощные «многоядерные» системы последних поколений полностью эту проблему не снимают.
2. Ограниченные возможности инструментария моделирования поверхностей сложной кривизны, в том числе т.н. «органики». Причем деталировка, а значит, неизбежное усложнение, «утяжеление» таких моделей в процессе редактирования к тому же приводит к проблемам, перечисленным в пункте 1.
3. Отсутствие управляемых точечных (т.е. кроме Солнца) источников света, что делает практически невозможной достоверную визуализацию теней внутри закрытых объемов – даже в рамках того условного «графичного» рендеринга, который предоставляется программой. А это весьма актуально, например, при моделировании интерьеров.
4. Отсутствие инструментария «тонкого» управления растровыми текстурами поверхностей сложных объектов – т.н. UV маппингом.
5. Отсутствие фотореалистичного рендеринга и полноценных анимационных возможностей.

По первому пункту – тут перспективы принципиальных улучшений проблематичны, т.к. это наверняка потребует полной переделки программного ядра программы. По остальным – трудно сказать, пойдет ли дальнейшее развитие программы в сторону добавления изначально несвойственных SketchUp функций (пока в последний двух версиях этого движения не видно), но пока «скетчапер» рано или поздно оказывается перед выбором – как рациональней получить доступ к этим функциям?

Первый, вполне очевидный вариант – освоение 3D редактора «полного цикла», не выходя из которого, можно было бы моделировать «с нуля» до конечного результата, от первой линии до финального фотореалистичного рендеринга и анимации. Однако оборотной стороной универсальности таких редакторов уровня 3D MAX, MAYA, Cinema 4D и т.п., неизбежно становится их тяжеловесность, сложность для освоения и практической работы. И это при том, что в них пользователь по роду своих задач может так ни разу и не использовать значительную часть заложенных в них функциональных возможностей.

Второй вариант: если SketchUp все-таки остается основным рабочим инструментом, дополнить его до «полного боекомплекта» несколькими целевыми программами под определенный диапазон задач, и за счет этого – «облегченных», хорошо взаимодействующих друг с другом (откуда и название этого радела «SketchUp+»). Единственный весомый недостаток этого варианта – необходимость осваивать не одну, а несколько разных программ. Хотя еще вопрос – какой из этих двух подходов «перевесит» по сложностям освоения и по конкретным задачам пользователя…
В этом варианте очевидны главные критерии подбора:
1. Программы должны хорошо «понимать друг друга» – корректно обмениваться (желательно – в обе стороны) моделями общих (промежуточных) форматов без искажений и потерь данных, в идеале – напрямую, понимая форматы друг-друга или через плагины экспорта-импорта.
2. Программы должны быть близкими по «идеологии» SketchUp, т.е. «дружественны» к пользователю, с максимально простым и наглядным интерфейсом. Желательно также, чтобы они имели близкую логику элементов управления, особенно навигации, что обеспечит быстроту и легкость освоения.
Безусловно, перечислить все возможные варианты программ-партнеров нереально, выбор этот сугубо индивидуален и определяется взвешиванием всех «плюсов» и «минусов» конкретных программ и их сочетаний под свои конкретные 3D задачи. Так что ниже представлены несколько из них, которые показалось достойными хотя бы предварительного знакомства для их оценки.

ФОТОРЕАЛИСТИЧНЫЙ РЕНДЕРИНГ
Рендеринг в SketchUp – очень условный, именно эскизный, хотя и по-своему эффектный, ближе всего имитирующий «ручную» графическую подачу архитектурных проектов. Но может потребоваться и «доведение» проекта до конечной фотореалистичной "картинки" в специализированной программе визуализации – рендере. Выбрать самый подходящий под свои задачи рендер так же непросто, как и моделер, тем более, что в последнюю пару лет наблюдается просто бум все новых и новых рендеров и практически каждый имеет свои уникальные достоинства (впрочем, как и недостатки). При этом большинство из них тем или другим образом поддерживают возможность работы с моделями SketchUp, так что проблемы «SketchUp – рендеринг» фактически давно уже не существует.

Здесь остановлюсь только на нескольких, по которым в свое время были написаны уроки или учебники. Замечу, что развитие этого жанра идет такими темпами, что часть учебных материалов может оказаться устаревшими, однако поскольку многие продолжают пользоваться этими программами (или их последующими версиями), решил оставить информацию по ним на сайте «как есть».

TwilightRender for Google SketchUp (http://www.twilightrender.com/) – специально разработанный плагин-рендер к SketchUp.  В полной мере отвечает требованиям «родного» (т.е. действительно абсолютно полноценно интегрированного) и высококачественного дополнительного программного модуля для SketchUp, обладая при этом практически всеми возможностями «тяжелых» специализированных программ рендеринга.
Можно заметить, что в настоящее время есть возможность выбора из нескольких приложений подобного типа. Однако зачастую эти привлекательные качества достигаются за счет «урезанных», упрощенных возможностей их механизмов рендеринга, а в итоге полученные результаты можно только весьма условно назвать фотореалистичными... Twilight этих недостатков лишен и является отличным выбором для пользователя SketchUp! Оценить все его преимущества и изучить программу, надеюсь, поможет мой учебник-справочник.

Bunkspeed HyperShot (http://www.bunkspeed.com) – фотореалистичный realtime рендер. Выбор именно HyperShot, как «делового партнера» SketchUp под указанные функции вполне обоснован такими качествами, как простота и удобство интерфейса (а значит – легкость освоения и использования). Что очень важно – имеется прямая поддержка SketchUp – как через возможность загрузки его моделей, так и наличие специального плагина-экспортера, что позволяет прямо из SketchUp переходить в HyperShot и выполнять рендеринг открытой сцены. И конечно – очень высокое качество рендеринга (http://www.bunkspeed.com/gallery). Оценить все эти возможности и изучить программу, надеюсь, поможет мой учебник-справочник.
Обстоятельства сложились так, что в 2009 г. программа была закрыта и фактически «наследником» и дальнейшим развитием HyperShot стал KeyShot (http://www.keyshot.com).

Семейство Artlantis (Artalantis R, Artlantis Studio) (http://www.artlantis.com). Больше всего привлекает простой и наглядный интерфейс, весьма широкие возможности и удобство настроек, высокая скорость в сочетании с отличным качеством рендеринга. Ну и немаловажный фактор – прямая поддержка и корректная работа с моделями SketchUp. Рендер максимально приспособлен для визуализации архитектурных сцен, особенно экстерьеров.
Здесь можете ознакомиться с обзором Artalantis R, а здесь – с Artlantis Studio, дополняющей Artlantis R возможностями анимации. Еще одним фактором «за» является наличие официально локализованной русской версии, а также большое количество качественных учебных материалов. В настоящее время  текущая версия - 3-я, которая, сохранив суть изначального устройства программы, получила новый механизм рендеринга и ряд новых возможностей.
Программа, при всей ее «дружелюбности», весьма серьезная, требующая детального изучения и практики, а для начала предлагаю свой краткий учебник практических основ работы в нем SketchUp + Artlantis R. Учебник был написан на базе 5-й версии SketchUp и первых релизов Artlantis R 1-й верии, однако для понимания сути устройства и принципов работы может быть полезен и сейчас для начинающих его освоение.

МОДЕЛИРОВАНИЕ «ОРГАНИКИ»
При всех достоинствах SketchUp, он все-таки изначально ориентирован на архитектурное моделирование, т.е., в более широком плане – относительно простых технических форм. А вот для «лепки» высокополигонных скульптурных органических форм (High-poly sculpt) его возможностей явно недостаточно, что подтверждается наличием и появлением все новых скриптов-плагинов под эти задачи. Однако это все-таки вынужденные решения, зачастую недостаточно гибкие и удобные. Под задачи «скулптинга» можно найти довольно много специализированных программ-моделеров, которые «заточены» именно для работы с полигонами сеточных оболочек сложной кривизны, что позволяет буквально «лепить» (как из пластилина) сложные объемы, легко и удобно управляя (самое главное!) многими тысячами полигонов.
В их ряду стоит обратить внимание на Nevercenter Silo (http://www.nevercenter.com/silo), обладающий следующими достоинствами:
1. Мощный комплекс инструментов и опций механизма Subdivision – интерактивной управляемой детализация поверхностей, одновременно генерирующей сглаженную сетку полигонов. В то же время он обладает необходимым инструментарием для других задач, в т.ч. построения точных технических объектов, что позволяет с успехом осуществлять в Silo самый широкий круг проектов – от персонажей компьютерных игр до архитектуры.
2. Предельно лаконичный интерфейс с минимальной загрузкой его элементами рабочего пространства и возможностью пользоваться несколькими альтернативными способами управления. Впечатляют уникальные механизмы практически полной перестройки интерфейса «под себя» – от любой компоновки элементов управления в рабочем пространстве, до возможности фактически создания своего дизайна интерфейса. 
3. Продвинутые возможности в части UV-mapping – текстурирования сложных поверхностей с использованием мощного алгоритма автоматического создания разверток текстурных карт.
4. Корректная передача данных (через промежуточные форматы) SketchUp > Silo > SketchUp.
Оценить все эти возможности и изучить программу, надеюсь, поможет мой учебник-справочник.  

CAD-МОДЕЛИРОВАНИЕ
Как и в ситуации с «органикой», для дизайна инженерных объектов – промышленных образцов, машин и т.п., инструментарий SketchUp не очень подходит. SketchUp – полигональный, поверхностный моделер, а все известные CAD-редакторы инженерного, промышленного 3D дизайна используют наиболее подходящие под эти задачи механизмы т.н. NURBS-моделирования.  Такое моделирование базируется на Splines (Сплайнах) – плавных, в общем случае, кривых линиях. Для их определения достаточно координат начала, конца и формулы описания характера кривизны, что позволяет легко создавать на их основе сложные, абсолютно гладкие и плавно искривленные поверхности, сопряжения и т.п. Еще одно существенное достоинство такого механизма – параметричность, т.е. возможность в любой момент перестроить объект редактированием ее формообразующих кривых и профилей.
Большой интерес в качестве «партнера» SU для использования под указанные функции представляет «младший брат» известного  NURBS-моделера Rhinoceros «молодой» редактор MoI3D  (http://moi3d.com):
1. Мощный инструментарий NURBS-моделирования, включая отличные чертежные функции, характерные для CAD редакторов.
2. Родственная идеология дружественности к пользователю – прежде всего, интуитивная простота и удобство интерфейса, а значит – легкость освоения и практической работы. Более того, некоторые решения элементов управления программой совершенно аналогичны – например, система навигация в сцене с помощью кнопок мышки.
3. Прямая поддержка 
SketchUp – та самая конвертация в сетки полигонов отличного качества простым сохранением модели в формат .skp. Возможен также и импорт моделей SketchUp в MoI (через другие промежуточные форматы).
4. Высококачественное сглаженное отображение рабочего пространства даже на недорогих видеокартах.
5. Специальная проработка интерфейса под возможность работы не только с мышкой и клавиатурой, но и на графическом планшете, что, безусловно важно для постоянно работающих на этом устройстве ввода.
6. Очевидная перспективность, динамичное развитие MoI от версии к версии со «шлифовкой» уже имеющихся и появлением все новых возможностей, функций и т.п. 

Оценить все эти возможности, надеюсь, поможет мой учебник-справочник

ПРЕЗЕНТАЦИЯ, АНИМАЦИЯ...
В подавляющем числе случаев автор 3D проекта представляет его зрителю (заказчику, изготовителю и т.п.) в 2D виде – печатном (чертежей) на листах бумаги или электронном (слайд-шоу, видео), или на экране монитора. Конечно, и сам SketchUp имеет достаточно удобные средства для этого, однако фактически это не более чем «снимки с экрана» отдельных сцен. В то же время часто требуется результаты моделирования нужным образом оформить в некие комплекты проектных материалов – скомпоновать, сверстать по листам (кадрам) с добавлением текстовой информации, размеров, удобных для «чтения» видов и т.д.
Для решения этих задач в комплект SketchUp включается дополнительная программа LayOut, которая характеризуется разработчиками как приложение для дизайна документов на основе моделей SketchUp, включающее в себя функции векторных, CAD и презентационных программ. LayOut отличает полная интеграция со SketchUp технических иинтерфейсных решений, в т.ч. уникальный механизм непосредственной работы с моделями SketchUp.
Оценить все эти возможности, надеюсь, поможет мой учебник-справочник


Hosted by uCoz